Акустико-пространственные
миражи (2022-2023)
аудио-визуальный перформанс
для ансамбля, перформеров, электроники и теневых проекций




По заказу Союза композиторов России
в рамках проекта «Ноты и квоты»

Ведь своим бесцветным голосом призрак твердит лишь об одном: если отныне все европейские города и языки станут привидениями, то лишь тот, кому удастся узнать их и сблизиться с ними, прочитать их по слогам и выучить наизусть их истёртые слова и камни, сможет, наверное, однажды вновь открыть для себя этот коридор, в котором история — сама жизнь — в одночасье выполняет обещания.
Дж. Агамбен. Nudita. О пользе и неудобствах жизни среди призраков.
В ноябре 2023 года аудио-визуальный проект "Акустико-пространственные миражи" был удостоен высшей награды "Московской Арт-премии" (Первая премия) в номинации "Музыка".

Импульсом к рождению этого цикла послужила исследовательская поездка от фонда Pro Helvetia в Швейцарию в Базель с 01 июля по 12 августа 2021 года.

К настоящему моменту реализованы три миража, каждый мираж — это отдельная композиция-перформанс (все три премьеры состоялись в Москве, в Рахманиновском зале Московской консерватории в 2022 – 2023 годах):

Мираж I. Водный резервуар в Брудерхольце (Базель, Швейцария) – для большого ансамбля, перформеров, аудиотрэка и теневых проекций

Мираж II. Дождь — для большого ансамбля, перформеров и аудиотрэка.

Мираж III: Сад (Дрезденский исторический архитектурный комплекс "Цвингер") для виолончели, баяна, фортепиано, двух перформеров, электроники и теневых проекций.

Читать подробнее о...
Читать подробнее о...
Читать подробнее о...
Художественное основание

Акустико-пространственные Миражи – это история про fiction и про реальность. Про реальность фикций и про фиктивность реальности. В миражах отражаемое и отражение соединены: это не обман и не галлюцинация. Мираж – это всегда видение, которое имеет отношение к физической действительности.

В Акустико-пространственных Миражах «запечатление» и «отражение» воспроизводятся одновременно – также, как и мираж со своим оригиналом. В результате этого зритель попадает в ситуацию одновременности двух пространств-территорий: территория акустического феномена (заранее записанного) накладывается на конкретную звучащую территорию, в которой находится зритель. При этом и реальный референс - например, водный резервуар - превращается в фикцию и зал, в котором находится зритель, тоже превращается в фикцию, потому что мы перестаем воспринимать его территорию в привычном свете. Реальное встречается с фиктивным, аудиальное с визуальным, одно пространство с другим пространством. Существование в таком гибридном смешении позволяет осуществить прорыв в реальности, открыть в ней «портал» - метафизическое измерение здесь-и-сейчас в неразрывности реального и воображаемого, без посредничества репрезентации. Это и есть реальное, которое становится воображаемым здесь-и-сейчас благодаря смещению и сдвигу. Мы начинаем видеть настоящее как нечто другое.

Таким образом, миражи - это пространство превращений, где место, в котором мы находимся, можно помыслить через союз «как»: как пещеру, как пространство дождя, как колодец, как пространство «райского сада», как лабиринт зеркал.

Я задумала эту историю как способ путешествия между мирами. Это история про другие миры, про сдвиг между мирами, про соскальзывание из одного мира в другой, про доступ к тому, чего не видно. Собственно, это путешествие не только для глаза, но и самого глаза - его способности видеть по-другому. Это, своего рода, метафизический ритуал прохождения через пустоту невидимого пространства, с тем чтобы его «увидеть».

Отражения

В разных миражах используются разные приемы «отражения». Например,
Подробнее о проекте "Акустико-пространственные миражи"
можно прочитать здесь:
Проекты
Мультимедийный проект для инструментальных, электроакустических звуков и видеопроекции
для контрабаса, немого фортепиано, электроники, сопрано и тенора ad libitum
для различных инструментальных составов
для гобоя, кларнета, саксофона, тромбона, ударных, арфы, фортепиано и ассистента
для басового кларнета, тромбона, фортепиано, арфы, синтезатора, ударных и струнного квинтета
для флейты, гобоя, кларнета, фортепиано, ударных, двух скрипок, альта и виолончели
Made on
Tilda