Звуковой аттракцион
«Колесо времени»
Парк культуры и отдыха города Чайковский
(Пермский край, 10.09.2023)

Проект состоялся 10 сентября 2023 года в Парке культуры и отдыха города Чайковский (Пермский край) в рамках XIII Международной Академии для молодых композиторов в городе Чайковский (художественный руководитель – Александр Хубеев, директор – Виктория Коршунова), при участии студентов музыковедческой секции Академии (кураторы: Татьяна Яковлева, Ирина Севастьянова), а также при содействии детей Спортивно-танцевального коллектива "Brilliants" (Санкт-Петербург, руководитель – Екатерина Бочихина) и других детей, помогающих в подготовке записей.

Автор выражает отдельную благодарность директору Парка культуры и отдыха А.А. Скоробогатову и руководителю МАУК «Чайковский центр развития культуры» О.Н. Синицкой за содействие в реализации проекта

«Подняться в небо – вот работа, подняться в небо – вот это труд!»
из к/ф М. Захарова «Дом, который построил Свифт»
Художественное основание

Колесо времени – метафора, которую любой участник при желании может соотнести со своим ходом времени. Это одновременно и колесо времени, и колесо фортуны, и образ постоянно обновляющегося хода вещей.

Звуковой перформанс «Колесо времени» — это художественное исследование времени. Это история превращения Колеса обозрения в огромный часовой маховик, на котором предлагается прокатиться посетителям парка. Не только прокатиться, но и оказаться внутри огромного звучащего механизма, стрелки-кабинки которого движутся по кругу. Звук помогает «увидеть» и услышать то, как звучит и тикает время; как звенят колокольчики, напоминающие то ли музыкальную шкатулку, то ли часовой механизм; как время отбивает промежутки: полночь, утро, полдень. Где полный круг – 12 часов - это цикл дня, или ночи, или даже целой жизни. И это время, в котором можно услышать голоса героев из любимых фильмов (Алисы, которая бежит за временем, Мюнхгаузена, который объявляет ночь) и голоса детей, похожие на те, что слышат взрослые, когда садятся на карусель Мэри Поппинс. Это время, когда дети могут задуматься о своем взрослении, а взрослые вспомнить время, когда они были детьми.

Для меня это в первую очередь история, в которой есть возможность шагнуть за пределы видимого мира: по-другому ощущать, по-другому видеть. Да и мыслимо ли это: сидеть и вертеться в одном колесе, который своими звуками проходит через тебя, которое предлагает «пожить в другую сторону», голосами детей рассказывает о том, что такое время, чтобы ощутить его как свое собственное, когда звуки путешествуют между колонками на земле, кабинками в небе и всем миром, который движется с тобой одновременно.

Описание проекта

Звуковой аттракцион «Колесо времени» на Колесе Обозрения в Парке культуры и отдыха города Чайковский - уникальный аттракцион для посетителей, предлагающий им испытать время и его движение в реальном режиме.

Проект условно поделен на несколько зон:
1. Зона звукового «входа-ворот»
2. Зона электронного саундскейпа перед Колесом
3. Зона Колеса

Зрители проходят через «звуковые ворота», попадают в особую «звуковую» атмосферу перед Колесом – акустический портрет парка, садятся в Колесо, надевают наушники и начинают путешествие сквозь время. Звучание трэка рассчитано на полный оборот Колеса, который занимает около 6 минут. У посетителя есть возможность услышать Колесо времени в двух режимах восприятия: внутри и снаружи.

Режим внутри. Зритель поднимается на колесе и слушает, попадая в одновременность двух звуковых реальностей. С одной стороны, он захвачен историей о времени, которая рассказывается голосами детей и известных персонажей в наушниках. С другой стороны, он не сразу, но осознает, что соседние кабинки Колеса заняты перформерами, которые в определенные моменты действа начинают стучать по металлическим конструкциям колеса и звенеть в колокольчики. Таким образом, посетитель наблюдает время в режиме изнутри, совершая полный оборот минутной стрелки по кругу.

Режим снаружи. В этом режиме можно услышать как звучит Колесо со стороны. У колеса 4 способа звучания:

1. Часы бьют определенное количество ударов, обозначая конкретный час. (Перформеры синхронно бьют по металлическим конструкциям и объектам)
2. Часы с перезвоном
(Перформеры синхронно отбивают различные ритмические рисунки)
3. «Поющие часы»
(Перформеры медленно отбивают удары и подхватывают их голосом на протянутый звук)
4. Тикание ходиков
(перформеры «изображают» различное тикание часов)

Способы звучания появляются поочередно, через паузы. Синхронизация этого механического оркестра осуществляется по руке «дирижера».

Исследование о времени: фрагменты из бесед с детьми

Время нужно для того, чтобы покушать и чтоб поспать (Андрей, 10 лет)

Время – это такая вещь, которая никогда не вернется назад (Игнат, 9 лет)

Время – это жизнь, которая проходит (Андрей, 10 лет)

Время – это связь между прошлым, будущим и настоящим (Артем, 10 лет)

Время – это единица измерения, которую придумал человек для отслеживания длительности своей деятельности (Мария, 14 лет)

Время – это как мысль, оно такое быстрое что ты даже не замечаешь, как оно произошло (Валера, 10 лет)

Время тикает, потому что есть на свете часы. А вообще время это воздух… (Надя, 4 года)

Время – это то, что ассоциируется у меня с 12.03… 18.06… (Лука, 9 лет)

Время – это то, чем мы занимаемся. Точнее сколько мы этим занимаемся (Костя, 12 лет)

Время – это, наверное, какой-то срок. Сейчас дают определение как будто это какая-то река (Аня, 11 лет)

Время – это то, что мы тратим… время нужно для того, чтобы что-то сделать (Ева, 7 лет)

Время – это то, что никогда не перестает двигаться (Саша, 9 лет)

Время – это когда человек думает сколько сейчас часа? Он смотрит, и оно показывает. Например, 20 часа или 63 (Федя, 4 года)

Время – это часы и минуты, которые проходят (Оля, 10 лет)

Время – это такая штука, которая течет из пространства в другое, из одной вселенной в другую (Влад, 10 лет)


Проекты
Мультимедийный проект для инструментальных, электроакустических звуков и видеопроекции
для контрабаса, немого фортепиано, электроники, сопрано и тенора ad libitum
для различных инструментальных составов
для гобоя, кларнета, саксофона, тромбона, ударных, арфы, фортепиано и ассистента
для басового кларнета, тромбона, фортепиано, арфы, синтезатора, ударных и струнного квинтета
для флейты, гобоя, кларнета, фортепиано, ударных, двух скрипок, альта и виолончели
Made on
Tilda