Рабочее место как художественная практика
Помещение, в котором Бах сочинял музыку, непосредственно примыкало к классу для занятий квинты. Должно быть, временами там стоял оглушающий шум, и даже исключительно сосредоточенному человеку было невозможно его игнорировать. В этой-то кузнице Бах, очевидно, и ковал свои изумительные сочинения на протяжении последних двадцати семи лет жизни.
Бах за своим рабочим кабинетом.
Дж. Э. Гардинер. Музыка в небесном граде
В дореволюционной книге Л.А.Саккетти о Бетховене я обнаружил факт, удивительно точно характеризующий жизнь и философию жизни. Это был небольшой фрагмент изречений из древнеегипетских храмовых надписей, находившийся у Бетховена на рабочем столе: «Я есть сущее. Я есть всё настоящее, прошлое и будущее; рука смертного не поднимала моей завесы. Оно предвечно, и ему обязано всё своим бытием».
Артем Пысь. Из опроса журнала «Музыкальная жизнь»
по случаю 250-летия Людвига ван Бетховена


Художественное основание

Однажды мне в руки попалось эссе Джорджо Агамбена «Автопортрет в рабочем кабинете». С тех пор, как я его прочитала, я много раз думала о том, насколько моя мысль связана и зависит от того места, в котором она рождается. В 2021 во время своей художественной резиденции в Базеле, я провела несколько экспериментов, где меняла локации и наблюдала за тем, что происходит с моей мыслью. В одном из таких экспериментов моим рабочим местом стал (в широком смысле) рабочий столик в поезде: я провела 12 часов в дороге по Швейцарии: от Базеля до Базеля через Кур, Цермат и Висп, с 9.33 до 21.32; попыталась превратить своё рабочее место в нечто подвижное, в условную сцену рабочего места. Я назвала этот опыт «One-way journey or no-way journey or no-return journey or no-journey», мой первый опыт работы, не нацеленной на конечную цель, на продукт, на результат.

Для художника (особенно того, кто работает с нематериальными медиа) материальная среда обладает какой-то особой тактильностью, телесностью и поэзией. Это одновременно и сцена, и лаборатория, и кабинет, и дневник – проекция художественного мира и жизни.



Для меня принципиально важен процесс архивации. Я словно сохраняю на электронном носителе информации не только сами пьесы, но определенное состояние разума, энергии, нечто интимное – те чувства, которые испытывал при работе
Пьер Жодловски
из интервью Татьяне Яковлевой
Мотто тренинга:

Жизнь, которая сохраняет связь с поэтической практикой – какой бы та ни была, – неизменно связана со студией, со своей студией. (Своей – но каким образом это место, эта практика ей принадлежат? не справедливо ли, скорее, обратное – что жизнь находится во власти своей студии?)
Джорджо Агамбен.
Автопортрет в кабинете
...студия сохраняет черновики творчества, отмечает следы трудоемкого процесса, который ведет от способности к действию, от пишущей руки к исписанному листу, от палитры к полотну. Студия – это образ способности, способности писать в случае писателя, способности рисовать или ваять в случае художника или скульптора. Попытаться описать собственную студию значит попытаться описать образы и формы собственной способности – задача неосуществимая, по крайней мере на первый взгляд.
Джорджо Агамбен.
Автопортрет в кабинете
Реализация:

Несколько мыслей студентов моего курса «Звуковой коллаж: практики экспериментального музицирования» в МВШСЭН Шанинка

1. Если оставлять рабочее место ничего на нем не убирая – то можно каждый раз «продолжать», не испытывая страха начала, как будто просто отвлекся на секундочку, и не тратить время на «вход» в работу.

2. Мест может быть несколько – на одном хорошо начинать и концентироваться (твердый стул/комп/кофе), на втором хорошо думать, на третьем - раскачивать воображение (мягкий пуф/угол/свет/пол) – рабочее зонирование

3. Рабочим местом может стать вся твоя сцена повседневности

4. Пространство может быть одновременно супер стерильным (идеальная поверхность стола) и супер захламленным (полный бардак с идеальной внутренней навигацией по ощущению в шкафу рядом)

5. Инструкции, надписи, пасхалочки себе и тд; когда у тебя на полке написано: «открывать ласково как пасть любимого крокодильчика»

Хотите узнать о своей художественной стратегии – загляните к себе на «рабочий стол».


См. также подборку из «рабочих пространств» композиторов на официальной страничке Союза композиторов России Вконтакте
«Покажи мне свое рабочее место, и я скажу, кто ты» (от 27.05.2023 и 10.06.2023)

https://vk.com/unioncomposers?w=wall-200443728_19266

Проекты
Мультимедийный проект для инструментальных, электроакустических звуков и видеопроекции
для контрабаса, немого фортепиано, электроники, сопрано и тенора ad libitum
для различных инструментальных составов
для гобоя, кларнета, саксофона, тромбона, ударных, арфы, фортепиано и ассистента
для басового кларнета, тромбона, фортепиано, арфы, синтезатора, ударных и струнного квинтета
для флейты, гобоя, кларнета, фортепиано, ударных, двух скрипок, альта и виолончели
Made on
Tilda