ЗВУК И ЗНАК.

Первая серия экспериментов

30.04.2020

Пару лет назад мы провели небольшой учебный эксперимент, который я впоследствии назвала словами Петера Аблингера - «раем восприятия».
...Настоящая проблема - это изменение восприятия: момент, когда человек «вылетает» из чистого эстетического восприятия (из рая восприятия), и где должен остаться благодаря ассоциациям/мышлению/знанию чистого зрения и слуха.
Петер Аблингер
Суть эксперимента заключалась в следующем: мы собираемся в определенном месте и совместно переживаем один и тот же «звуковой ландшафт», не будучи в поле зрения друг друга, то есть находясь в разных точках пространства. Каждый из нас в течение получаса находится в состоянии активного слушания, а затем в течение 10 минут (по заранее оговоренному таймеру) – максимально подробно стенографирует звуковую картину окружающего мира любым выбранным способом репрезентации на листе формата А4. По итогам – обсуждение, рефлексия.

Моей задачей было коллективное усвоение понятия «редуцированного слушания» П.Шеффера и панорамное слушание с попыткой идентификации своего «места». Однако, в итоге, задача оказалось куда более элегантной: визуализировать общую для всех звуковую реальность, простроив свою собственную тропинку восприятия и отобразить это в знаке. Пожалуй, это был первый опыт подобного парадокса, когда ты одновременно пребываешь в двух реальностях: по ту сторону – в звуке, и по эту сторону - в знаке. В итоге получилось 4 (по составу участников) независимых друг от друга и совершенно самостоятельных по мышлению «картины звукового мира»: иконографическая (с иконками-условными знаками), «действенная» (в духе Поллока), история событий (здесь то-то, а здесь звук и след от собственной потушенной сигареты) и рефлективная (скорее стенография своих реакций на звуковые раздражители).

следствия?

звуковая реальность - шумовая завеса, пробуждающая «инструменты» познания
знак звука – это его память и одновременно его документация
знак - это прояснение себя
знак - это способ исследования и познания звуковой реальности
запечатление – это всегда искажение
знак - это тоже инструмент
объективного звука нет, знак есть.

От эксперимента остался лишь один документ слепого стенографирования:
Made on
Tilda