09.05.2020
Звук и знак это отношения: иногда простые, иногда не очень. Одно отражает другое, так что иногда трудно понять где оригинал, а где образ. Как в Зазеркалье. По эту сторону - знак, по ту сторону - звук. Так, что часто одолевает сомнение где реальное, а где фиктивное. где звук, а где знак? Иногда эти отношения – близкие, иногда далекие.
Для того, чтобы исследовать природу этих отношений, мы решили провести небольшой эксперимент и в качестве материала выбрали движение воздуха и то, что производит это движение: я дую, ветер дует, вентилятор дует, чайник дует.
Движение воздуха, как мне кажется, нагляднее всего передает идею звука – нестабильного, ускользающего, как бы материального (то есть физического) вне «тела». Дуть значить действовать, быть запечатленным значит существовать: действовать и существовать, глагол и существительное.
Вопрос в том как осуществляется связь?
1. звук и знак отражают друг друга;
2. знак – репрезентант звука, как бы его представитель. Однако такой представитель, который в какой-то момент может полностью заместить звук, превратившись в его симулякр;
3. знак – это проявление звука, его просачивание, «переход» из нематериального в материальное;
4. знак – это средство, при помощи которого осуществляется «перевод» из невидимого в видимое: из одной абстракции - в другую абстракцию.
В зависимости от отношений, между звуком и знаком образуется различная дистанция: путь от звука до знака может быть коротким, а может оказаться куда более извилистым и сложным. Рассмотрим два примера: пример близкой и пример далекой дистанции.
Близкая дистанция.
Как пальцы трогают поверхность фортепиано, так и звуком можно коснуться, например, поверхности зеркала. Дуновение дыхания немедленно отобразится в виде знака на зеркальной поверхности как «документация» этого процесса. Стало быть звук и знак как процесс и документация – это такой тип взаимодействия, где дистанция будет наиболее близкой. И равно, как и звук, этот знак будет ускользающим, нестабильным, ситуативным. Знак будет в буквальном смысле отражением звука – отражением становления «я-ветер». Зеркало как медиа позволит «увидеть» движение звука, и если найти такой фиксатор, который сохранит действия, осуществляемые на поверхности зеркала, то можно получить прекрасную «документацию» в духе следов на окне или асфальте, которые оставляет «мороз».